Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

мариас хавьер

Энциклопедический словарь

МАРИАС Хавьер - МАРИ́АС (Marias) Хавьер (р. 1951, Мадрид), испанский писатель, переводчик с английского (Л. Стерн (см. СТЕРН Лоренс), Т. Гарди (см. ХАРДИ Томас), Дж. Конрад (см. КОНРАД Джозеф), У. Фолкнер (см. ФОЛКНЕР Уильям), Вл. Набоков (см. НАБОКОВ Владимир Владимирович)).

Изучал филологию и философию, работал преподавателем в Мадриде, Оксфорде (Англия) и США.

В романе «Владения волка»(1971) действие разворачивается в Америке 1920-х гг. Семейная история рассказывается посредством пародирования жанров американской литературы (от детектива (см. ДЕТЕКТИВ) и гангстерского романа до мелодрамы) и голливудского кино. Романы 1970-х гг. («Пересечение горизонта», «Владыка времени») характеризует обращение к пародии и стилизации, включение драматических отрывков. Литературные ориентиры Мариаса - Сервантес, (см. СЕРВАНТЕС Сааведра Мигель де) Пруст (см. ПРУСТ Марсель), Стерн (см. СТЕРН Лоренс), Смоллетт (см. СМОЛЛЕТТ Тобайас Джордж).

В 1980-е гг., в романах «Сентиментальный человек», «Все души», действие переносится в наши дни. Мариас представляет целую галерею персонажей, интересные костумбристские (см. КОСТУМБРИЗМ) зарисовки.

В романах 1990-х гг. («Такое бледное сердце», «Завтра в битве думай обо мне») развитие намеченных сюжетных линий (раскрытие семейной тайны и выяснение причин внезапной смерти молодой женщины) постоянно затягивается; основной блок произведений составляют авторские отступления, предположения, ситуации, которым не дается объяснение. Повествование, выдержанное в реалистической манере, уводится в виртуальную сферу, где все становится возможным, и которая хранит в себе потенциал развития романа как жанра. («Именно поэтому столько раз объявленная смерть романа так и не состоялась»). Действие романов разворачивается в Мадриде, Лондоне, Гаване, Нью-Йорке в наши дни и в послевоенные годы; персонажи Мариаса (переводчик, бизнесмен, король Испании, премьер-министр Великобритании) размышляют о роли случая, попытках реконструировать прошлое, о правде и обмане, о невозможности быть все время идентичными себе, а рассказчик постоянно находит параллели происходящему в произведениях Шекспира.

В романе «Скрытая сторона времени» автор повествует о событиях, последовавших за публикацией романа «Все души», о вторжении литературы в жизнь самого Мариаса, и размышляет об отборе материала для литературного творчества, о том, насколько правомерен биографический подход к произведениям. Мариас включает в повествование семейные легенды, выводит в качестве персонажей реальные лица - издателей, писателей и критиков.

Автор сборников рассказов («Когда я был смертным», «Пока они спят») и эссе («Минувшие страсти»), биографических статей, лауреат престижных международных премий Европы и Латинской Америки.

Полезные сервисы